СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ:
Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает
сверстникам. Играет в простые групповые игры.
ОБЩАЯ
МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:
Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на
корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его
содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы.
Красит пальцем. Нанизывает бусы.
ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ
КООРДИНАЦИЯ:
Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые
формы. Режет ножницами.
ВОСПРИЯТИЕ И
ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины
колец. Выделяет парную картинку по образцу.
ПСИХИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ:
Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов
(большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?".
Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на
абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве
(больше-меньше, полный-пустой).
ПОНИМАНИЕ
РЕЧИ:
Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения
типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа:
"Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и
"почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала
вымоем руки, затем будем обедать".
Возрастные особенности развития детей
3-4 лет
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ:
Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми.
Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым.
ОБЩАЯ
МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:
Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице,
используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной
ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит
карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков.
ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ
КООРДИНАЦИЯ:
Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму
шестигранника.
ВОСПРИЯТИЕ И
ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези
путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает
разрезную картинку из 2-3 частей путем проб.
РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ:
Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя
слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени
сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье
(он - папа, она - мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее
время. Считает до пяти.
ПОНИМАНИЕ
РЕЧИ:
Понимает названия цветов: "Дай красный мяч". Слушает длинные сказки и
рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию ("Дай мне красный кубик и
голубой шар").
Возрастные особенности развития
детей 4-5 лет
ВОСПРИЯТИЕ И
ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем
примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины
колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3
частей путем зрительного соотнесения.
ПАМЯТЬ:
Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого
запоминает до 5 слов.
ВНИМАНИЕ:
Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут.
РЕЧЬ:
Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей,
части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает
наизусть короткие стихотворения.
МАТЕМАТИКА:
Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар,
куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет
времена года, части суток. Различает правую и левую руку.
ДВИГАТЕЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ, МОТОРИКА РУК, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:
Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы.
Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша),
человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины
средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на
ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну.
Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует
ботинки.
Возрастные особенности развития
детей 5-6 лет
ОБЩАЯ
МОТОРИКА:
Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и
другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.
ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ
КООРДИНАЦИЯ:
Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали
к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по
образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.
РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ:
Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых
сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать
печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество
звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец
слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог,
слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные.
Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из
неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими
знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому
маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.
Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе
бумаги.
Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им
описание.
ПСИХИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ:
Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации
каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10.
Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно,
диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить
не менее 4-5 слов.
Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
Возрастные особенности развития
детей 6-7 лет
Готовность к школе
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части
суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 10, решает примеры.
ПАМЯТЬ:
Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0).
Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр.
Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол,
весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он
запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5
слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не
более 2 слов.
МЫШЛЕНИЕ:
Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами
и явлениями.
РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ:
Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые
слова.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ:
Хорошо, если ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних
животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах,
кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о
явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и
странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с
профессиями людей, видами спорта.
Иногда
родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать,
то успех ему обеспечен. Однако не менее важно, чтобы у него были развиты такие
познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, мелкая
моторика.
Психологическая
готовность к школе включает в себя следующие компоненты:
- личностная готовность
включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности. - интеллектуальная готовность
предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация. - социально-психологическая
готовность
этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.