ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ
Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. К началу обучения и в начале школьного обучения преобладает механическая память. Дети запоминают материал за счет многократных повторений. В задачи обучения школьника должно входит формирование осмысленной логической памяти, которая улучшается за счет овладения различными вспомогательными средствами, приемами и способами запоминания и припоминания. Ряд заданий направлен на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следует проводить регулярно, так как часто причиной невыполнения учебных заданий является "потеря" условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные действия. Эти задания формируют также сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля. Работу по формированию памяти целесообразно проводить на неучебном материале в различных жизненных ситуациях. Независимо от того, хорошая или плохая у ребенка память, перегружать ее вредно.
ШКАФЧИКИ
Материал: шкафчики,
склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры:
Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем
шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка
просят найти игрушку.
ЧТО ИСЧЕЗЛО?
На столе раскладывают
несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем
отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на
оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
На столе раскладывают
несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить.
Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют
местами. Ребенок отвечает, что изменилось.
ХУДОЖНИК
Ребенок играет роль
художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать.
Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать
игрушки.
ЗАПОМНИ И ВОСПРОИЗВЕДИ
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).
Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.
ВСПОМНИ И ПОКАЖИ
Детям предлагается
воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями
птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и
т.д.). ЦЕПОЧКА ДЕЙСТВИЙ
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить
последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения,
положи ее на середину стола.
ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ
- Если
ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему
бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок,
который помог бы ему потом вспомнить эти слова. То же самое можно
сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он
будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить
прочитанное. Например, называете семь фраз.
Мальчику холодно.
Девочка плачет.
Папа сердится.
Бабушка отдыхает.
Мама читает.
Дети гуляют.
Пора спать.
К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой. На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо. - Пересказ. Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: "О чем этот рассказ?" Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.
ЛИТЕРАТУРА Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А.
Развивающие занятия с детьми. М., 2001. Ильина М.Н. Развитие ребенка с
1-го дня жизни до 6-ти лет. С-Пб., 2001. Материал с сайта http://www.ucheba.com