На вопросы отвечает директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, профессор Марьяна Безруких

Екатерина РОЖАЕВА — 11.03.2010

Ох, не каждому малышу наша школа по плечу.

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

1 апреля уже не за горами. Для большинства это День смеха, для кого-то начало весеннего призыва в армию, а для детей «выпускников» детсадов начинается запись в школы. Почему-то большинство родителей старается отдать свое чадо учиться как можно раньше, вот только правильно ли это? Готов ли ребенок физиологически к этому? Сможет ли потянуть столь серьезную нагрузку?

 

На эти и другие вопросы мы попросили ответить директора Института возрастной физиологии Российской академии образования, профессора Марьяну Безруких.

 

- Марьяна Михайловна, так какой возраст наиболее подходящий для начала учебы?

 

- Нужно понимать, - все дети разные. Вы спрашиваете про физиологическую зрелость, то есть про ситуацию, когда организм ребенка по многим параметрам готов к тем нагрузкам, которые предъявляет к нему школа. Так вот, различие между биологическим и паспортным возрастом в 5-7 лет может достигать от полутора до двух лет.

То есть ребенку по паспорту сегодня 7 лет, но биологически ему может быть 5,5, шесть, 6,5 лет, а может быть семь. А вот 7,5 не бывает.

 

- Как определить, каков реальный биологический возраст твоего ребенка, и как понять, что он уже готов к тому, чтобы пойти в школу?

 

- Это непростая процедура. Потому что чисто физически, физиологически определять можно по-разному. Существует несколько достаточно простых способов, которые могут использовать родители. Если у ребенка не началась смена молочных зубов, то, скорее всего, его биологический возраст меньше, чем паспортный. В школу принимают с 6,5 лет. Если до этого возраста на момент записи ребенку не хватает месяца — двух, это не криминал. Но если больше трех месяцев, то лучше ребенка отдать в школу на следующий год.

 

- То есть он пойдет учиться в 7,5 лет?

 

- Да. Есть еще второй способ определения биологической зрелости ребенка. Это так называемый филиппинский тест. Попросите ребенка закинуть одну руку через середину головы, и если он сможет дотянуться до мочки уха с противоположной стороны, скорее всего, он биологически зрелый.

 

- Просто длина руки?

 

- Вы знаете, длина руки показывает, что произошел так называемый полуростовой скачок.

 

- Что это за скачок?

 

- Это этап в развитии ребенка, когда начинают расти ноги и руки. Вот если ребенок не прошел полуростовой скачок, то это означает еще и незрелость мозга, и незрелость обменных процессов, и низкие адаптивные возможности. То есть возможности приспособиться к новым нагрузкам. Фактически филиппинский тест - это такое интегральное отражение развития ребенка. Но за этим стоят очень серьезные процессы. У ребенка может не хватить сил, может быть не организовано внимание, могут быть не сформированы механизмы восприятия. А все это затруднит его адаптацию в школе и обучение.

 

- Как понять, что ребенку в школу уже пора? Когда мы шли в школу, то уже умели читать, писать, считать. Насколько эти знания необходимы для дошколенка?

 

- Знаете, не надо в это упираться. Читать и писать ребенка научат в школе. Очень часто его нужно не учить читать и писать, а готовить к письму и чтению.

 

- В чем разница?

 

- Для того чтобы подготовить ребенка к письму, нужно научить его правильно держать ручку, обращаться с ней свободно, а не сжимать в кулачке, но зато писать буквы. Правильно сидеть, держать тетрадь, уметь писать ровные и прямые линии, понимать, что такое параллельные, то есть одна линия на одинаковом расстоянии от другой, уметь их чертить на достаточно длинной строке.

 

Ребенок, приходящий сегодня в школу, может (повторяю: не должен) уметь писать все печатные буквы. Но если не умеет, нет ничего страшного.

 

Советы родителям дает Марьяна Безруких.

Советы родителям дает Марьяна Безруких.

- Перед тем как ребенка запишут в школу, он проходит обязательное собеседование, и довольно часто основанием для отказа в приеме бывает именно то, что он к ней не готов - не умеет читать и писать. Получается, это незаконно?

 

- Совершенно верно, незаконно! Вообще таких требований при приеме ребенка в школу не должно быть. Многочисленные инструктивные письма министерства и управления образования об этом говорят, но, тем не менее, школа старается отобрать удобного для себя ребенка.

 

Если вы приходите в школу и при приеме вам говорят: "У нас вот такие требования, и ваш сын-дочка им не соответствует", то я бы своего ребенка в такую школу не вела.

Это значит, что у него будут проблемы, но никто не будет учитывать его особенности, помогать ему. Скорее всего, вам скажут: "У меня в классе 30 детей, и мне некогда уделять внимание конкретно вашему ребенку".

 

Вот эти неудачи первых дней и месяцев обучения очень часто стерты, не видны, не очень сильно проявляются. А вот к концу первого класса становится понятно, что  проблемы накапливаются, и наряду с трудностями письма и чтения возникают конфликты с учителем. Постепенно начнут проявляться неврозоподобные расстройства, как их называют специалисты.

Ребенок будет бояться школы, отказываться идти на занятия, страшится любого задания. Он будет плохо спать, снизится аппетит, ребенок начнет худеть. Это все неблагоприятные признаки.

 

Но, к сожалению, во втором классе ситуация никогда не улучшается. Потому что растет нагрузка, интенсивность работы. Поэтому взрослым очень важно понять в какую школу они отправляют своего ребенка. У знать о ней все. Какой режим, нагрузка, программы. Почему-то родителей это часто не интересует или просто не задумываются, что об этом стоит спросить.

 

- Тогда какова пошаговая стратегия?

 

- Во-первых, нужно понимать, что в начальной школе есть разные программы обучения. Существует как минимум три варианта: традиционные программы, интенсивного обучения, и с углубленным изучением ряда предметов, как правило, иностранного языка. И мы должны понять, что если ребенок часто болеющий, неусидчивый, невнимательный, если у него есть нарушения речевого развития, то, выбирая школу, нужно обязательно учесть все эти особенности.

 

Например, ребенок часто болеющий. Что это значит? Он болеет не менее 4-6 раз в году, каждый его пропуск по болезни 7-10 дней, и потом недели две восстановление. А если мы отдаем его в школу, где интенсивная программа обучения, плюс еще иностранный язык…

 

- За время болезни он очень много пропускает, потом период адаптации, ему бы в себя приходить, а ему приходится наверстывать, двойная нагрузка, и как результат – неврозы, срывы…

 

- Да, срыв неизбежен. Если у ребенка нарушение речевого развития, и мы хотим отдать этого ребенка в языковую школу, мы должны понимать, что учиться будет очень и очень сложно, а то и невозможно.

Идет интенсивный процесс формирования родной речи, он учится читать и писать. Дай бог ему избежать проблем хотя бы с этим. А если здесь будет дополнительный иностранный язык, или другая нагрузка, тогда ситуация может быть совершенно невозможной и критической.

 

- Допустим ребенок абсолютно здоров, психологический и физиологический возраст соответствует возрасту паспортному. Он вполне готов к школе. Любому нормальному родителю хочется, чтобы их дети были самыми лучшими, образованными. Поэтому понятно стремление отдать туда, где у него с первого класса будет интенсивное обучение и иностранный язык, а со 2-го – второй прибавится…

 

- Если ребенок действительно здоров, если он физиологически и психологически готов к этим нагрузкам, есть шанс избежать проблем. Потому что очень многое будет зависеть от отношения взрослых к ребенку, к возникающим трудностям.

 

Когда я говорю «взрослые», я имею в виду и учителя, и родителей. К сожалению, даже у здорового ребенка, если он совершенно готов к нагрузке, и нагрузка, адекватная его возможностям, могут случаться проблемы. И если родители не готовы понять причину, не готовы помочь ребенку, а существует давление с двух сторон (учитель недоволен, родитель недоволен), то и в этом случае могут быть сложности адаптации.

 

- Допустим, я выбрала школу, взяла за руку ребенка и привела его. У меня первая встреча с нашей будущей учительницей. Какие основные вопросы я должна ей задать, чтобы понять, что это за человек, чтобы выяснить, кто она?

 

- Во-первых, разговаривать с учителем лучше без ребенка. Если вы хотите понять учителя и задать ему какие-то вопросы, делать это стоит без ребенка. Потому что ситуации бывают разными. Приведу один пример - несоответствия учителя и ребенка. Такое бывает, в этом нет ничего обидного для учителя, ни страшного для ребенка. Только надо в этом разобраться.

Есть такая группа детей, их называют медлительными. Они, и вырастая, остаются теми взрослыми, про которых говорят «лучше за смертью посылать». Они медленнее думают и читают, медленнее решают задачки и открывают тетрадь. Это не хорошо или плохо, таковы особенности организации их нервной системы.

 

Но представьте себе, что учительница, с которой вы встретились, говорит очень быстро, действует очень быстро, у нее очень высокие требования. Будет ли  ребенок им соответствовать?

 

Бывает, что учительница все понимает, она не ругает ребенка, не стыдит его, она может ласковым голосом несколько раз за урок сказать: «Петя, солнышко, мы опять тебя все ждем».

 

- А у Пети жуткий комплекс будет по этому поводу.

 

- А у Пети стресс, у Пети невроз, и очень быстро. В этом случае лучше поискать учительницу с более спокойной речью, более мягкую, может быть, более щадящую.

 

- Это должны делать мы, родители? Ведь люди в приемной комиссии знают своих учителей, они вполне могут определить более энергичного Васю в класс «А» к Марии Ивановне, которой по душе работать со скоростными детьми, а более медлительного Валика в класс «Б» к Марине Петровне, которая любит «помычать» лишние пару минут в раздумьях. Почему родители должны это выяснять? Вдруг с первой встречи я не пойму, что это за учительница, а ребенок будет страдать.

 

- В идеале хорошо бы, чтобы эта комиссия действительно видела и умела дифференцировать индивидуальные особенности развития ребенка. Но если в школе две Марии Ивановны, обе быстрые и активные?

 

Вообще, распределение детей по какому-то признаку и отбор однородной группы невозможен. В классе будут разные дети. Это задача все-таки родителей – подумать, у какого педагога будет комфортнее. Родители же видели, с каким воспитателем хорошо общался ребенок, с каким педагогом он занимался. Родитель лучше знает своего ребенка, чем представитель комиссии, который видит его 20 минут.

 

И в заключении хотела бы дать совет родителям. Требования к ребенку до школы должны быть адекватны его возможностям. Родитель, должен понимать, сможет ли его ребенок высидеть пять уроков, которые, к сожалению, сегодня в нашей школе уже существуют с первого класса. Иначе ученье может обернуться не светом, а тьмой.

http://kp.ru/daily/24454.4/617485/