ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ




Формируется способность к саморегуляции

Такие качества, как произвольность и способность к саморегуляции, рефлексия, проходят только начальный этап формирования. Затем они усложняются закрепляются. Сначала эти качества распространяются только на ситуации, связанные с выполнением учебной деятельности, а затем и на другие сферы деятельности ребенка.

Происходит осознание своего личного отношения к миру

Сначала этот фактор затрагивает учебную сферу, как более знакомую детям. Переход в среднее звено стимулирует этот процесс формирования личного отношения к учению, но не все дети оказываются готовыми к нему. В результате может сформироваться "мотивационный вакуум”, который характеризуется тем, что прежние представления уже не устраивают детей, а новые еще не осознались, не оформились.

Изменение содержания внутренней позиции детей

Оно в переходный период в большей степени связано с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.

Существенные изменения происходят в нормах, которыми регулируются отношения школьников друг к другу. Если в младшем школьном возрасте эти отношения регламентировались в основном нормами "взрослой” морали, т. е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых, то к 9—10 годам на первый план выступают так называемые "стихийные детские нормы”, связанные с качествами настоящего товарища. При правильном развитии школьников две системы требований: к позиции ученика и позиции субъекта общения, т.в. товарища, — не должны противопоставляться. Они должны выступать в единстве, в противном случае вероятность появления конфликтов и с учителями, и со сверстниками достаточно велика.

Изменение характера самооценки

В начале обучения в младших классах самооценка школьника формируется учителем на основании результатов учебы. К окончанию начальной школы все привычные ситуации подвергаются корректировке и переоценке другими детьми. При этом во внимание принимаются не учебные характеристики, качества, проявляющиеся в общении. От 3-го к 4-му классу резко возрастает количество негативных самооценок. Недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших школьников потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.

Складывается характер

Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина — возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли — школьник 7—8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности; капризность, упрямство —объясняются недостатками семейного воспитания. Ребенок привык, чтобы все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство —своеобразная форма протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что "хочется”, во имя того, что "надо”.

К окончанию начальной школы у ребенка формируются: трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность. Постепенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения, формируется умение сдерживать и контролировать вои поступки, не поддаваться непосредственным импульсам, растет настойчивость. Ученики 3—4-гокласса способны в результате борьбы мотивов отдавать предпочтение мотиву долженствования.

Формируется интерес к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний

К переходу из начальной школы в среднее звено изменяется отношение к учебной деятельности. Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности (первоклассники могут увлеченно и старательно делать то, что им в жизни ни когда не пригодится, например, срисовывать японские иероглифы).

Затем формируется интерес к результату своего труда: мальчик на улице впервые самостоятельно прочитал вывеску, был очень рад.

После возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у первоклассников интерес к содержанию учебной деятельности” потребность приобретать знания.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А стимулирует это чувство одобрение учителя, взрослого, подчеркивание даже самого небольшого успеха, продвижения вперед.

Младшие школьники, особенно первоклассники и второклассники, испытывают, например, чувство гордости, особый подъем сил, когда учитель, поощряя их и стимулируя их желание работать лучше, говорит:

"Вы работаете теперь не как маленькие дети, а как настоящие ученики!”