Возможно, вместе с гордостью за своего ребенка, которому предстоит в скором
будущем пойти первый раз в первый класс, вы испытываете также и некоторое
беспокойство. Причем волнение может возникать даже в том случае, когда ваш
ребенок уже научился читать и писать, знает некоторые основы устного счета и
умеет решать простейшие задачки. Однако ваше беспокойство вполне объяснимо и
оправдано. Ведь первый класс - это существенные изменения в жизни маленького
человечка, он расстается с тем, что было таким привычным и родным, и вступает в
новый мир, полный не только интересных моментов, но также таящий в себе
некоторые опасности.
Известно, что многие комплексы, которые не дают покоя взрослому человеку, были
сформированы именно под воздействием психологических трудностей, испытываемых в
школе. Следовательно, подготовка ребенка к школе должна включать в себя не
только определенный набор знаний, умений и навыков, которые обязательно
потребуются от него в процессе школьного обучения. Не менее важна
психологическая готовность маленького человечка к наступлению нового этапа в
его жизни.
Но не только для малыша школьная жизнь является обещанием начала чего-то нового
и доселе неизведанного. Это также и начало нового этапа в жизни семьи, в
которой воспитывается первоклассник. Следовательно, не только ребенку
необходимо быть подготовленным к школьной жизни. От родителей тоже требуется
определенная психологическая готовность помочь юному человечку вступить в новый
мир. Для того чтобы лучше понять, что чувствует ваш малыш на пороге нового
этапа его жизненного пути, постарайтесь вспомнить те ощущения, которые вы
испытывали сами перед тем, как пойти в первый класс.
Задумайтесь над тем, что вы не всегда были взрослыми. Постарайтесь припомнить
те краски, в которые было окрашено ваше детство, представьте будущую перемену
глазами собственного ребенка. Вполне естественно, что малыш испытывает
беспокойство, ведь время перед школой характеризуется состоянием ожидания,
когда кончается важная часть жизни, а впереди ждет неизвестность. При таких
обстоятельствах обычно испытывают одновременно и печаль, и радость, и
нетерпение, и тревогу. И если вам знакомо это ощущение, вы наверняка поймете
своего малыша, поймете причину его беспокойства и нервозности.
Даже взрослому человеку нелегко преодолеть период неопределенности, так что же
говорить о детях, которые столь сильно реагируют на состояние неизвестности
всем своим существом! В такие периоды у детей в возрасте 6-7 лет нарушается
биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам.
Безусловно, ладить с таким ребенком становится ох как нелегко. Однако именно
потому, что ребенок испытывает колоссальное психологическое напряжение, так
важно понять подобное состояние детей и помочь им поскорее привыкнуть к новой
жизни.
Для малыша начинается что-то новое, неизвестное, интригующее и пугающее
одновременно. Ваша задача - помочь ему преодолеть трудности в начале школьного
пути. Данный этап в жизни ребенка имеет исключительную важность - порой от
того, как сложится начало школьного обучения, зависит его успех в дальнейшей
жизни. Поэтому очень важно уделить достаточно внимания психологическому настрою
маленького человечка. Необходимо, чтобы у него сложилось правильное
представление о школьной жизни, дабы впоследствии предотвратить разочарование
или даже отвращение, вызываемое у ребенка школой.
Дети являются свидетелями активной подготовки к школе: они присутствуют при
записи в школу, видят, как приобретаются школьные принадлежности, и это
несколько успокаивает их, настраивает на позитивное восприятие школы, вызывает
интерес, придавая некоторую определенность контурам школьного будущего. Однако
одностороннее восприятие будущего обучения, рисуемого в воображении малыша в
виде нескончаемого праздника жизни, такого веселого, интересного и красивого,
таит в себе определенные трудности.
Зачастую у детей складывается неправильное представление о школе. По их мнению,
школьник - это счастливый обладатель ранца, человек, который общается со
сверстниками и жизнь которого занимательна и интересна. Дети подчас рисуют себе
красивую картинку школьной жизни, идеализируя ее и не замечая трудностей
реального школьного обучения.
Ребята воспринимают в этом возрасте свою жизнь как некую игру, так же предстает
в их воображении и школа. Однако в таком слишком поверхностном представлении
школьного бытия содержится серьезная опасность, представляющая угрозу и для
ребенка, и для учителя, и, соответственно, для родителей, переживающих за
судьбу малыша, заботящихся о его психологическом настрое.
Ребенок, чье представление о школе было основано на игре, может уже с первых
дней школьного обучения почувствовать себя обманутым, ведь в школе приходится
не только играть, но и по-настоящему трудиться. Такой малыш, ревностно
относящийся к игре, возможно, будет с удовольствием выполнять все школьные
правила и нормы. Однако скоро эта роль, равно как и сама игра, ему, безусловно,
надоест. И вот хороший ученик, столь трепетно исполнявший роль примерного
школьника, в мгновение ока превращается в троечника и прогульщика. Причина
проста - ему просто надоело. Возникает необходимость насильно загонять ребенка
в школу, от чего у него, естественно, пропадает всякий интерес к обучению и,
как следствие, возникает отвращение к школьной жизни, которую придется вести в
течение доброго десятка лет.
Безусловно, важно, чтобы изначально у малыша сложилось позитивное представление
о школе, ибо школьная жизнь полна приятных моментов. Учиться в школе интересно
и занимательно, однако не стоит при этом игнорировать те трудности, которые
возникают в процессе обучения. Система подготовки ребенка к школе обязательно
должна включать в себя психологическую подготовку малыша к продолжительному
обучению.
Существует ряд требований, предъявляемых к психологической готовности ребенка,
которому предстоит пойти в первый класс. Среди таких требований обычно выделяют
ответственное отношение ребенка к школе, произвольное управление своим
поведением, выполнение определенной умственной работы, обеспечивающей
сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками
определенных взаимоотношений, диктуемых совместной деятельностью.
Главным критерием готовности дошкольника к обучению в школе является его
внутренний настрой. Как правило, практически все дети хотят пойти в школу, вот
только далеко не все из них могут обосновать свое желание. Они основывают его,
скорее, на внешних проявлениях, т. е. дошкольник может объяснить свое желание
пойти в школу тем, что все его друзья тоже будут учиться в первом классе.
Возможно, дети слышали дома, что поступить в первый класс почетно и важно, они
также знают многое о внутреннем школьном распорядке, т. е. о том, что в школе
есть уроки, звонки, перемены. Дошкольники также имеют представление о том, что
им придется дома выполнять домашнее задание, вот только пока еще они не вполне
осознают, что ради этого им придется пожертвовать игрой, прогулкой с друзьями,
приятным времяпрепровождением.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с радостью, чтобы он овладел
необходимыми знаниями и умениями, постарайтесь представить его ожидания от
школы, рассмотрите ситуацию с позиции ребенка, расскажите ему о школьной жизни
так, чтобы заинтересовать его, но не приукрашивайте реальное положение вещей.
Важно выяснить, насколько представления вашего малыша о школе соответствуют
действительности. Для этого спросите у него, что он знает о школе, хочет ли он
учиться, на чем основывается его желание. Выявить отношение ребенка к школьному
обучению вам поможет небольшая беседа. Попробуйте использовать для этой цели
приведенные ниже вопросы.
1. Хочешь ли ты учиться?
2. Как ты думаешь, что в школе хорошего и интересного?
3. Как ты думаешь, с кем лучше учиться: с учительницей в школе или дома с
мамой?
4. Что делает учитель в школе?
5. Для чего нужен в школе звонок? и т. д.
О правильном отношении к школе будут свидетельствовать такие ответы, когда
ребенок упоминает занятия в школе, получение знаний, говорит о том, что лучше
заниматься с учительницей в школе, т. е. предпочитает школьное обучение
домашнему. Однако, возможно, вы выявите, что вашего ребенка больше привлекает
внешняя сторона занятий, нежели ее внутреннее содержание. То есть он проявляет
интерес к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе, не интересуясь
знаниями и содержанием школьных предметов.
Тем не менее отчаиваться не стоит. Часто бывает так, что со временем, по
истечении двух-трех месяцев, внешнее проявление школьной жизни перестает
обладать такой притягательностью, а на смену ему приходит интерес к знаниям и
содержанию занятий.
Но иногда случается и так, что неправильное отношение к школьным занятиям может
вызвать появление разнообразных трудностей, и в результате ребенок будет
чувствовать себя неуютно, а школьная обстановка будет ему в тягость. Подобное
обстоятельство может быть объяснено тем, что у первоклассника еще недостаточно
сформировалась готовность к школе.
Ваша задача в таком случае - проявить максимум терпения и дождаться, пока
ребенок сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своей
новой роли школьника, когда у него сформируется верное представление о
характере требований, предъявляемых к учащимся младших классов.
Для того чтобы избежать подобной ситуации и не подвергать малыша таким
испытаниям, когда учеба окажется ему в тягость, важно еще до школы сформировать
у него правильную психологическую установку. Для этого необходимо еще в
дошкольном возрасте проводить с детьми разъяснительные беседы.
Следует рассказать ребенку, что означает "быть школьником" и какие
обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах
доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Следует воспитывать
интерес у детей к содержанию самих занятий, к получению новых знаний, вытесняя
тем самым привлекательность внешних проявлений школьной жизни и заменяя ее
содержательной стороной.
Повседневная жизнь дошкольника призвана также выработать у него определенный
стиль поведения, который подготовит к принятию школьного распорядка. Следует
воспитывать произвольность и управляемость поведения ребенка.
Исключительно важно при формировании положительного отношения малыша к школе не
выражать своей негативной оценки к школьному обучению. Ни при каких
обстоятельствах не следует говорить ребенку о том, что в школе неинтересно, что
школьное обучение - это напрасная трата времени и сил.
Кроме того, еще до поступления в первый класс у ребенка необходимо выработать
набор качеств и свойств личности, которые значительно облегчат его
существование в школе. Среди таких качеств принято выделять хорошую память,
сообразительность, любознательность, развитое воображение, начальные навыки
чтения, письма и счета. Очень важно, чтобы у ребенка было развито внимание,
поскольку ему необходимо уметь концентрироваться, нужно выработать способность
к длительному сосредоточению.
Для детей младшего школьного возраста такая длительность составляет обычно
15-20 минут.
Для успешного вхождения дошкольника в новую жизнь необходимы еще и такие
качества, как физическая ловкость, организованность и аккуратность, дружелюбие,
умение общаться со сверстниками и со взрослыми. Нужно также сформировать
определенные волевые качества, основным из которых является способность делать
не только приятную и привлекательную работу. Ребенок должен уметь заниматься
такой деятельностью, которая не вызывает удовольствия, но которую так или иначе
необходимо выполнить.
Следует ли из этого, что хорошо учиться в первом классе будут только дети,
обладающие всеми вышеперечисленными качествами? Конечно же это не так, ведь у
каждого ребенка есть свои достоинства и свои недостатки. Кроме того,
общеизвестно, что обычно одно качество личности компенсируется другим. Да и не
бывает так, чтобы личность обладала всеми положительными качествами
одновременно. Чаще всего отсутствие чего-то одного восполняется наличием
чего-то другого.
Более того, обычно достоинства являются продолжением недостатков. Причем это
утверждение характерно как для взрослых, так и для детей. Так, например,
любознательный ребенок с легкостью откликается на все новое, но при этом не
любит повторения пройденного и у него серьезные проблемы с усидчивостью.
Дружелюбный ребенок, легко завязывающий новые контакты, в свою очередь склонен
беспрестанно болтать с одноклассниками во время урока и т. п.
Конечно же, речь не идет о том, чтобы до поступления в школу выработать у
малыша все вышеперечисленные личностные качества, поскольку это просто
невозможно. Обычно, для того чтобы добиться столь высокого результата,
необходима тщательная работа над собой, на которую и у взрослого-то человека
может уйти целая жизнь. Что уж тут говорить о малышах! Тем не менее,
практически все эти качества не являются врожденными, речь идет лишь о наличии
тех или иных задатков, облегчающих их формирование. Следовательно, при
соответствующем подходе их можно сформировать.
Поэтому родителям следует приложить максимум усилий для того, чтобы облегчить
ребенку начало нового жизненного этапа. Необходимо помнить о том, что все эти
замечательные качества, указанные выше, могут стать надежным залогом успешной
учебы малыша. Кроме того, не стоит забывать о том, что в период поступления в
школу почти каждый ребенок доверчив и открыт практически любому школьному
начинанию. Таким образом, это самая благоприятная возможность для того, чтобы
сформировать у ребенка необходимые положительные качества.
Время преддошкольного развития является самым благоприятным для того, чтобы
привить ребенку необходимые личностные свойства, которые в дальнейшей жизни
сослужат ему хорошую службу. Это объясняется тем, что возраст пяти-семи лет
характеризует тот период, в котором при благоприятных условиях воспитания
ребенок из дошкольника превращается в школьника. В это время обычно происходит
обобщение всего того, что ребенок уже усвоил за свою недолгую жизнь. Именно в
это время его можно приучить к условиям систематического обучения, сформировать
умение учиться.
При этом важно не только овладение ребенком определенными навыками общения,
которые сами по себе необходимы для вхождения малыша в новый коллектив, но
также нужно сформировать такую сторону мышления маленького человечка, как
способность к рассуждению, к обдумыванию какого-либо вопроса или познавательной
задачи.
Эти способности усиливаются в творческом общении с другими людьми, в результате
чего ребенок учится не только самостоятельно рассуждать и высказывать свое
собственное мнение. Он также привыкает с уважением относиться к мнению другого
человека, а способность к проявлению уважения к чужому мнению оставалась
актуальной во все времена. Следовательно, это умение является исключительно
важным для вхождения маленького человечка в современное общество.
Для успешного обучения в школе детям необходимо понимать учебную задачу, т. е.
тот способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимо,
чтобы у детей было развито произвольное внимание, умение планировать и
контролировать свою деятельность, умение концентрироваться, сосредоточивать
свое внимание на конкретном предмете.
Для формирования навыков, необходимых в школе, можно играть с детьми в
различные игры, нацеленные на выработку и укрепление необходимых качеств и
свойств.
Так, например, известная игра ""Да" и "нет" не
говорите, черный с белым не берите", в которую дети играют с большим
удовольствием, имеет своей целью развить у малышей умение сосредоточиваться и
концентрировать свое внимание. Суть игры заключается в том, чтобы задавать
детям такие вопросы, которые спровоцировали бы их на употребление запретного
слова. Играть можно как вдвоем, так и группой. Можно также играть с фантами,
когда проштрафившийся отдает свой фант ведущему. Вы можете самостоятельно
определить отдельные условия игры, например, если ребенок в течение трех минут
был настолько внимательным, что не употребил запретных слов, его можно считать
победившим.
Для успешного обучения необходимо также умение связно и грамотно говорить.
Дети, не умеющие последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или
иное явление, будут испытывать серьезные трудности в школе. Для того чтобы их
избежать, важно развивать речемыслительные способности ребенка, учить его
правильно и понятно говорить. Поэтому необходимо как можно больше общаться с
ребенком, поощрять его рассказы, выполнять различные подготовительные
упражнения, описанные ранее, которые призваны сформировать речемыслительную
деятельность ребенка.
Важно также и то, чтобы в процессе дошкольного воспитания дети уже научились
правильно себя вести, не нарушать порядок и не мешать окружающим. Потому что
тем детям, которым только в школе впервые приходится постигать смысл слов
"надо" и "нельзя", на первых порах придется очень нелегко.
Не менее важным условием успешного старта школьной жизни является умение жить в
коллективе, считаться с интересами окружающих людей.
Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценить свое поведение с
позиций, что хорошо, а что плохо, ему будет трудно привыкнуть к жизни в
школьном коллективе.
Особенно сложно в младших классах придется тем детям, которые воспитывались
дома и не посещали детский сад. Поэтому, если вы предпочитаете для своего
ребенка домашнее дошкольное обучение, постарайтесь все же обеспечить ему
нормальное общение со сверстниками. Если есть возможность, можно познакомить
ребенка с его будущими одноклассниками. Если родители, дети которых пойдут в
одну школу или даже в один класс, сами общаются друг с другом, будет полезно им
познакомить детей между собой или даже организовать совместные игры,
воспитывающие у детей внимание к одноклассникам.
Коллективные игры позволят детям научиться терпимо относиться к другим, уважать
чужое мнение. Хорошо также проигрывать с детьми разнообразные конфликтные
ситуации. Это развивает в них терпимость, учит сдержанно и спокойно реагировать
на конфликт.
Для этого полезны ролевые игры, в которых ребенок выполняет роль учителя, а
родители - нерадивых учеников. При этом "учитель" просит выполнить
различные задания, а "ученики" отказываются их выполнять. Важно
относиться к этой игре с юмором и научить ребенка сглаживать острые углы в
общении. Кроме того, подобные игры позволяют детям посмотреть на собственное
поведение как бы со стороны, более критичным взглядом.
Возможно, примерив на себя роль учителя, ребенок несколько по-иному будет
воспринимать и собственное поведение, меньше станет проявлять непослушание по
отношению к учителю, воспитателю или родителям.
Успех обучения, особенно в младших классах, непосредственно зависит от того,
насколько регулярно ребенок посещает школу. К сожалению, дети, особенно в
дошкольном и младшем школьном возрасте, часто болеют. Следовательно,
исключительно большое значение для обеспечения готовности ребенка к школе имеет
состояние его здоровья.
Ежедневно посещая школу, дети привыкают к ритму ее жизни, к распорядку дня, они
учатся выполнять требования учителя, которые реализуются с наибольшим успехом
именно при регулярном выполнении. Поэтому частые заболевания выбивают ребенка
из привычного ритма школьной жизни, волей-неволей ему приходится догонять
класс. Ребенок, пропустивший занятия даже в том случае, если он по сути своей
прилежен и старателен, может потерять веру в свои силы, почувствовать себя
неуспевающим.
Родителям также необходимо вовремя проверить своего ребенка у логопеда.
Своевременно начатые занятия помогут малышу исправить дефекты речи и избежать
такого неприятного влияния заикания, шепелявости и картавости, как возникновение
или усиление стеснительности, боязнь быть осмеянным или непонятым. Кроме того,
дефекты речи тормозят формирование навыка письма по слуху и затрудняют
овладение грамотой.
Таким образом, комплексная подготовка детей к школе определяется не только
такими разнообразными навыками и умениями, помогающими овладеть школьными
предметами, как умение читать, писать и считать. Она также включает в себя
проведение различных мероприятий, обеспечивающих такое физиологическое и
психологическое состояние дошкольника, при котором он будет в состоянии
безболезненно привыкнуть к школьному распорядку и сможет наиболее эффективно
выполнять те требования, которые предъявляет школа.
Формирование у ребенка желания
учиться