Четыре мотива плохого поведения на уроках
|
Привлечение внимания |
Власть |
Месть |
Избегание неудачи |
Социальные причины |
Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению |
Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка |
Рост насилия в обществе |
Слишком высокие требования родителей и учителей |
Сущность поведения |
Получать особое внимание |
«Ты мне ничего не сделаешь» |
Вредить в ответ на обиду |
«Не буду и пробовать, все равно не получится» |
Реакция учителя: эмоции |
Раздражение, негодование |
Гнев, негодование, может быть страх |
Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху |
Профессиональная беспомощность |
Реакция учителя: импульс |
Сделать замечание |
Прекратить выходку с помощью физического действия |
Немедленно ответить силой или уйти из ситуации |
Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста |
Реакция ученика |
Временно прекращает |
Прекращает выходку, когда сам решит |
Прекращает выходку, когда сам решит |
Попадает в зависимость от учителя; продолжает ничего не делать |
Способы предотвращения |
Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение |
Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций |
Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем |
Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на установку «Я могу» |
Как определить мотив поведения?
Предлагаем потренироваться на следующем примере: «Ученица сидит на уроке и рыдает».
Мотив этого поведения можно определить лишь по дополнительным сведениям:
Вы подошли к девочке, и плач сразу прекратился – это «привлечение внимания».
Вы подошли к ней, и плач стал громче – это «власть».
Если все это происходит на вашем открытом уроке в присутствии комиссии – это «месть».
Если ученице нужно отвечать, а она боится или не может, - это «избегание неудачи».