ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

В период от3 до 6 лет внешний облик детей заметно меняется, но скорость этих изменений не очень велика. В возрасте от 2 до 5 лет дети развиваются медленнее, чем в первые два года жизни.

Происходит постепенное исчезновение младенческих черт и появление новых, характерных только для дошкольников.

РОСТ И ВЕС

К трем годам рост большинства мальчиков составляет около 97 сантиметров. Трехлетние девочки по-прежнему немного ниже мальчиков, примерно на 2,5 см. Девочки-дошкольницы растут по 5-7 см. в год, но после 11 лет перегоняют своих сверстников-мальчиков.

Мальчики в три года обычно весят 14,5 кг., а в 6 лет 21,8 кг. Девочки, как правило, отстают в весе от мальчиков примерно на 450 г., но к подростковому возрасту догоняют их.

Увеличение веса происходит главным образом за счет развития мышц. У мальчиков в этом возрасте больше мышечных тканей, у девочек – жировых. К пяти с половиной годам толщина жирового слоя составляет обычно половину ее величины у 9-месячного ребенка, поэтому дошкольники выглядят более худыми, чем малыши. У трехлетних детей количество жировых клеток такое же, как у взрослого. Увеличение жирового слоя происходит за счет роста объема, а не количества жировых клеток. Рост мышечных тканей у дошкольников постепенно замедляется, отставая от роста жировых тканей, но в подростковом возрасте он снова набирает высокие темпы.

РАЗВИТИЕ КОСТНОЙ СИСТЕМЫ

Мягкие хрящи постепенно превращаются в твердые кости, которые увеличиваются в объем. Такие факторы, как недоедание и переутомление, представляют серьезную угрозу формированию костной системы дошкольника.

У большинства детей все “молочные зубы” вырастают к двум годам, но к 5 годам они начинают выпадать ( у некоторых к 4 годам). Первые постоянные зубы появляются, как правило, в 6-7 лет. Преждевременное разрушение молочных зубов может привести к смещению постоянных. Молочные зубы помогают постоянным занять нужное положение. Размельчая при пережевывании пищу, они способствуют лучшему пищеварению и развитию челюстей.

ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА

Дети в этом возрасте становятся выше и тяжелее, и внешне больше походят на дошкольников, чем на малышей. Это происходит потому, что различные части тела претерпевают изменения. Надо сказать, что организм развивается неравномерно, вследствие чего у детей в возрасте от 3 до 6 лет заметно меняются пропорции тела. В результате центр тяжести, который прежде был расположен довольно высоко теперь сместился вниз. Это позволяет детям передвигаться гораздо увереннее и быстрее.

ОБЩИЕ НАВЫКИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

(ГРУБАЯ МОТОРИКА)

У детей от 3 до 6 лет заметно увеличивается сила, скорость движений, улучшается их координация – важнейшие компоненты любого вида двигательной активности. В эти годы дети учатся выполнять движения с большой скоростью и более быстрой реакцией. К 4 годам у детей усиливается чувство равновесия. Некоторые могут в 5 лет выполнять два или более видов деятельности, например, бежать, подпрыгивая, и подбрасывать вверх или ударять об землю мяч.

Дети в этом возрасте успешно осваивают бег, прыжки, умеют поддерживать равновесие, взбираться куда-нибудь без подсказки и подстраховки. Но такие более сложные виды активности, как плавание, катание на лыжах, метание шариков, развиваются у детей не спонтанно, а благодаря обучению.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

(ТОНКАЯ МОТОРИКА)

К 4 годам улучшение координации “глаз – рука” позволяет детям не только расстегивать, но и застегивать молнии, кнопки и пуговицы, свободно поворачивать дверную ручку, резать ножницами бумагу и ткань, различать лицевую и изнаночную стороны одежды, быстро одеваться и раздеваться, наливать в чашку и тарелку молоко, умываться и чистить зубы. К 5 годам мальчики легко застегивают пуговицы и молнию, вставляют и завязывают шнурки.

Тонкая моторика развивается постепенно: неуклюжие, неточные по началу попытки сменяются плавными, точными и целенаправленными движениями – процесс идет по аналогии с общими двигательными навыками (грубой моторикой).

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ И СПЕЦИФИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 5 ЛЕТ:

  • Тщательно контролирует движения частей тела.

  • Ловит мяч двумя руками, хотя не всегда удачно.
  • Может многократно ударять об пол и ловить мяч.
  • Удерживает равновесие, стоя на одной ноге, в течение 15 сек.
  • Хорошо прыгает, может ходить по бревну(5*10* 200 см.).
  • Умеет кататься на двухколесном велосипеде.
  • Ловко прыгает через скакалку.
  • Исполняет под музыку различные движения, меняя позу в соответствии с громкостью или высотой звука.
  • Умеет делать простые танцевальные па.
  • Может хватать летящий мяч
  • Устанавливает четкое доминирование правой или левой руки.
  • Уверенно расстегивает и застегивает пуговицы.

ПИТАНИЕ

Правильное питание в дошкольном возрасте имеет важное значение. Ребенку в возрасте 4-6 лет требуется 1800 калорий в день. Если детям давать сладкие напитки, пирожки и другие высококалорийные, но обладающие небольшой питательной ценностью продукты, то, несмотря на неполноценность такого питания, они привыкнут к нему. Более того, они станут его предпочитать. Однако, если детям давать сырые овощи (морковь, огурец и т. д.), натуральные фруктовые соки, нарезанные ломтиками фрукты и другие продукты, обладающие высокой питательной ценностью, то вероятнее всего дети полюбят их больше любой другой пищи. Специалисты по детскому питанию рекомендуют постоянно предлагать дошкольнику широкий выбор питательных продуктов, чтобы у него не возникла потребность в определенной пище, особенно если она не достаточно питательна. При этом детей можно заинтересовать красивым оформлением новых блюд. Огромное значение для формирования организма дошкольника имеют белки, так как в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования и развития мышц. В течение дня достаточно двух стаканов молока, одного яйца и кусочка мяса. Столь же необходимо ежедневное потребление железа, которое содержится в мясе, яйцах, а так же закрепляющих его в организме блюд из разных круп, особенно на завтрак.

Соблюдение рекомендованного режима питания способствует повышению аппетита. Легкие закуски между завтраком и обедом, а также обедом и ужином полезны, потому что благодаря им можно предотвратить раздражительность ребенка, появляющуюся из0за того, что он проголодался. Процессы пищеварения у дошкольников и взрослых имеют много общего, однако, вместимость детского желудка вдвое меньше, чем желудка взрослого человека. Ребенку трудно переварить обильную пищу, поэтому специалисты советуют кормить детей чаще, но помалу.


Прием пищи как возможность знакомства с окружающим миром и развития познавательных процессов

Прием пищи следует использовать для знакомства со многими интересными вещами. Например, яркие цвета овощей и фруктов помогут познакомиться с понятием “цвет” и его “оттенки”.

Поднос с зеленым виноградом, огурцами, петрушкой, салатом может дать представление о зеленом цвете и его оттенках.

За столом родители могут рассказать о полезных свойствах разных видов пищи. Предназначение семян и кожуры, различные формы, цвет и структура пищи – хорошие темы для обсуждения. Ломтикам сырой репы, моркови можно придать замысловатую форму, а редис и капуста особенно аппетитны, когда их разрешают есть руками.

Детям нравится помогать готовить еду. Участие в приготовлении пищи дает хорошую возможность для развития многих полезных навыков: ловкости, счета, речевого общения, а кроме того возбуждает аппетит, что особенно полезно для детей страдающих их отсутствием.