Проблемы мотивации детей и подростков


Часто приходится слышать жалобы родителей на детей-подростков (да и на более младших):- «Он ничего не хочет, ни к чему не стремится, лишь бы целый день у компьютера сидеть (на диване лежать у телевизора, с приятелями на улице гулять и т.д.и т.п.)». Родители правы: ребенок должен развиваться, занимаясь чем-то полезным. Почему же дети этого не хотят, почему сегодня так много детей с нарушенной мотивацией и неразвитыми волевыми качествами?

Попробуем разделить различные причины нарушенной мотивации, следствия которых могут выглядеть почти одинаково.

Первое,- это самый благополучный и естественный вариант, когда до того момента, когда, по мнению родителей у ребенка возникло некое состояние «прострации», он развивался нормально, имел массу интересов, планов и предпринимал самостоятельные действия для их реализации. И вот ребенок начинает задумываться, почитывать "необязательные" книжки, дольше гулять. Может показаться, что у него появляются секреты, что он замыкается в себе, и его мысли определенно заняты чем-то не тем, чем надо. Скорее всего, вхождение в подростковый период, как того и следовало ожидать при его нормальном развитии, меняет вашего ребенка. Соответственно, ребенку нужно время для того, чтобы прислушаться к тем изменениям, которые с ним происходят, попробовать понять их, принять себя нового, и сформировать новые цели, понятия и мотивации. Это серьезный качественный скачок в развитии человека, а такие большие дела на бегу не делаются. И за пару дней тоже не завершаются. Это процесс сложный, растянутый во времени. Естественно, что для того, чтобы подумать, подросток ложится на диван и глядя в потолок собственно думает, или ищет ответ в книжках, что, кстати, очень хорошо. Какова будет ваша реакция? Скорее всего ребенка ждет масса вопросов, типа: «Тебе что, ничего не задали?», «Ты что, заболел?», «Что-то случилось?» и впоследствии масса упреков. Ребенок отмалчивается, раздражается, и это еще больше вас настораживает, и напрасно. Поймите, ну не может же он вам сказать, что сейчас думает о своей жизни, о жизни вообще, то есть занят очень серьезными размышлениями. Потому что так не принято говорить, потому что он и сам еще не вполне это осознает, чтобы как-то сформулировать ответ (а вы все время мешаете), да и просто потому, что вы, скорее всего, отнесетесь к такому объяснению снисходительно-насмешливо. И ребенок это чувствует, и конечно, защищает свой внутренний мир.

Этот период можно сравнить с необходимой приостановкой для осмысления качественно нового уровня своей жизни, и длится он, как правило недолго.

В этом случае даже нельзя говорить о нарушении мотивации, скорее о смещении акцентов, поскольку в это время подросток вовсе не бездействует, как может показаться со стороны, а занят напряженной внутренней работой. Роль родителей, как и всегда, должна быть поддерживающей и направляющей. Постарайтесь не терять контакт с ребенком, наоборот усильте его, найдите новые, неожиданные темы для разговора, расскажите ему о своей юности, предложите общее, "взрослое" занятие, которое вас сблизит. Причем "контакт" не означает "контроль", - не навязывайте ребенку свое беспокойство, учитесь доверять ему и просто общайтесь. Другая ошибка родителей, пытающихся строить отношения со взрослеющим ребенком — это заискивание перед ним, как это ни странно звучит. Оно вырастает из страха перед теми не понятными изменениями, которые происходят с ребенком и страхом потери контакта. Мы все знаем, что дети чувствуют любые наши настроения и намерения, поэтому даже с малышами общение стоит строить на честности, взаимоуважении и любви. Как ни банально звучит, это самый универсальный способ отношений. Подыщите подходящую для ребенка литературу (можете посоветоваться со специалистом), он будет вам благодарен. И главное – воспринимайте его всерьез, это поможет ребенку воспринимать всерьез самого себя, что очень важно для формирования сильной, здоровой в психическом смысле личности.

Лишь в случаях, если в поведении ребенка произошли действительно серьезные неблагоприятные изменения, например: забросил свои увлечения и школу, завел странные знакомства, пропадает из дома, грубит, - нужно задуматься серьезно и по возможности быстрее обратиться к специалисту.

Итак, хорошо, если ребенок размышляет, т.е. имеет место позитивный процесс. А если он просто растерян и не знает, что делать дальше? Растерянность ребенка при переходе в подростковый возраст – вторая причина возможного нарушения мотивации. Симптомы в обоих случаях могут выглядеть одинаково, и во втором случае роль взрослых возрастает. Однако, помощь должна быть очень аккуратной, ни в коем случае не навязчивой. Зачастую, важнее слушать, что говорит ребенок, чем самим говорить. И очень важно поддержать его в этом, даже если сразу не удается понять, о чем он говорит. Иногда кажется, что ребенок витает в облаках, удаляется от "реальной жизни", "впустую" философствует – к этому нужно отнестись уважительно, иначе ребенок замкнется, перестанет доверять вам (одного нетактичного замечания обычно бывает достаточно) и останется один на один со своими вопросами.

Отличительной особенностью описанных выше случаев является то, что дети, о которых идет речь, как правило, развитые и способные, и они сами переживают этот период достаточно напряженно, а порой и тяжело. Другое дело - случаи, когда нарушения мотивации являются прямым следствием недостаточного развития сознания у детей. Симптомы те же — отсутствие желания учиться, инфантилизм, но степень осознанности и напряженность внутренней жизни у таких детей ниже. Развивать детей нужно с раннего возраста, но если по какой-то причине дети не получили достаточного развития, никогда не поздно предпринять в этом направлении положительные усилия. То есть начиная с младшего возраста важно обогащать жизнь детей знакомя их с литературой, музыкой, спортом, помогать видеть красоту искусства и природы. Детям с низкой познавательной активностью нужно помочь найти занятие, которое бы их заинтересовало, увлекло. Почти у каждого ребенка что-то получается особенно хорошо, лучше, чем у других. Таким образом у ребенка сформируются любовь и уважение к работе, а как следствие, повысятся и самооценка и дальнейшая мотивация. Им нужно создать условия для воспитания и тренировки таких качеств, как ответственность и саморегуляция (самодисциплина). Идеально, чтобы они начали осваивать какое-то ремесло: из таких детей, не склонных к интеллектуальным занятиям, часто получаются хорошие мастера в какой-то практической области.

Последний вариант представляют дети, чья мотивация была нарушена самими родителями. Каким образом? Навязыванием целей, или деятельностей, не являющихся близкими и желанными самим детям. Почему ребенок может быть успешен только в той области приложения, которую изберет сам? Да потому, что освоение любого навыка, будь то игра на инструменте, плавание, иностранный язык, сопряжено с достаточно ощутимой нагрузкой и необходимостью преодолевать себя. На это самое преодоление нужны силы, которые черпаются из источника, называемого стремлением достичь желаемого, представлением себя, овладевшим уже этим навыком или делом, и это представление обычно и «греет» из представляющегося будущего. Но греть и вести за собой может только собственная мечта. Чужую мечту, чужое желание можно уважать, принимать, но нельзя сделать своим. Собственное желание или мечта, это тот источник сил, который способен покрыть и выдержать практически любые нагрузки. Работать за счет этого фактора мотивации легко, - нагрузка почти не ощутима, потому что у человека, искренне увлеченного своим делом, как говорят, "словно крылья вырастают за спиной". Вот из-за этого несоответствия нагрузки, сопряженной с достижением цели и отсутствием сил на это, черпаемых из личного желания добиться заветной цели и рождается «сломанная мотивация». Отсюда становится видно, что нельзя заставлять детей заниматься тем, что требует от них большой отдачи, но им самим совсем не нравится. Или нагружать их чрезмерно. Высокие длительные нагрузки (многочисленные кружки и курсы) способны выдержать немногие дети. Такой фактор мотивации как принуждение может быть эффективен для выполнения работы лишь в самом "грубом" виде, в самых общих чертах. Ребенок может смиренно тянуть лямку навязанных ему занятий, но результат будет слабым, в лучшем случае посредственным, от чего всем – и ребенку, и родителям – будет только грустно, но ребенку – грустнее всех, потому что внутри у него останется скрыто нечто важное и главное, возможно, пока неведомое и для него самого, - те способности, а возможно и талант, которые могли бы принести ему радость творчества.

Хуже всего то, что невнимание к внутренним потребностям и интересам ребенка может надолго перекрыть для него способность понимать самого себя, свои цели и задачи в жизни, быть личностью, общаться на равных со счастливыми и успешными людьми. Весьма распространены случаи, когда уже взрослые люди неудовлетворенны той профессией, которую имеют, не зная точно при этом, что же на самом деле могло бы их удовлетворить … Это состояние неудовлетворенности весьма мучительно и часто является причиной депрессии. Причем, человек не всегда осознает проблему и может даже не понимать, в чем собственно дело, почему ему ничего не хочется. А причина этого – подмена цели и соответственно источника сил (или же фактора мотивации).

Конечно, и у детей часто встречаются немалые для их возраста амбиции. И это очень хороший локомотив, который может длительно и относительно устойчиво «двигать» учебу. Амбиции - это в определенном смысле энергия, которая хоть и более низкого качества, чем стремление к познанию в высоком смысле, но энергия здоровая и сильная.

Все факторы мотивации, кроме естественного, внутренне свойственного человеку – желания познать и желания творить, являются по сути принудительными (вынужденными) и воспринимаются как нагрузка. Отсюда видно, что заставлять детей заниматься тем, что требует от них большой отдачи, но совсем не нравится, означает подвергать детей моральным (а зачастую и физическим) мучениям, и при этом подрывать их естественную мотивацию – их способность и желание найти и делать то, что они сами выберут и полюбят.

Интересно то, что возможность заниматься делом, которое нравится, дает ребенку силы и на многое другое. Любимое дело – мощный источник энергии и вдохновения. Разумеется, ребенок должен расти всесторонне развитым, и его занятия не должны ограничиваться чем-то одним. Но секрет в том, что активное познавательное желание появляется у человека тогда, когда он обнаруживает в себе адекватные делу способности, иначе говоря – соответствие своих интересов и возможностей открывающимся познавательным или творческим задачам. Хороший результат, необычное решение, творческая удача дают радость, которая "заставит" ребенка идти дальше и дальше в своих поисках и как следствие в своем развитии.

Важно понять следующее: если человеку даны способности, проблема поиска своего дела, своей задачи не оставит его ни в каком возрасте, - не важно, будет ли проблема осознана, или проявится подспудно, - а её решение может быть связано со многими издержками: временными, моральными и материальными… Поэтому, если ваш ребенок относится к счастливому племени тех, кто уже в детстве знает, что ему нравится делать, то это надо принять как дар, и ни в коем случае не мешать!

Может возникнуть вопрос, а какой же в идеале должна быть мотивация у детей? Я это вижу, как некое заложенное природой мощное стремление к познанию различных аспектов жизни, законов природы, внутреннего мира человека, которое впоследствии выразится в склонности изучить более глубоко определенные стороны жизни, и конечно же в стремлении к творчеству. Жизнь едина, а истинное знание универсально.Столь же универсальной может и должна быть познавательная способность человека, не случайно многие великие люди были талантливы во многих казалось бы противоположных областях. Кто знает, быть может, ваш ребенок – один из таких гениев. Современные дети удивляют своими способностями. Но зачастую нужно помочь ребенку осознать в себе жажду познания и творчества, начав с малого и постепенно раскрывая одну способность за другой. Все любящие родители знают, какая это радость, когда ребенок что-то делает, и у него получается!

Практика работы с подростками показывает: если в семье есть понимание духовных потребностей человека, то затруднения и проблемы развития детей преодолеваются легче, и они качественно другие, чем те, которые возникают в семьях с утилитарно-материалистическим пониманием жизни. Другими словами, воспитывая детей, очень важно расширять их сознание, это в дальнейшем будет гарантией того, что они легко примут для себя нравственные, этические, духовные ценности, которые сами автоматически организуют их мировоззрение и основу здоровой личности, зададут правильный вектор развития.

Усвоил ли ваш ребенок основные понятия духовной жизни, такие как Бог, Путь, Творчество, Мастерство, Вера, Познание, Свобода, Воля, Любовь, Смирение, Благодарность? Осознание и принятие для себя основных духовных ценностей является главной организующей и движущей силой личности, влияющей на все стороны жизни, формирующей мировоззрение и вектор развития, который, разумеется, должен быть направлен только вверх.
Другими словами, воспитывая детей, очень важно расширять их сознание, это в дальнейшем будет гарантией того, что они легко примут для себя нравственные, этические, духовные ценности, которые сами автоматически организуют их мировоззрение и основу личности, зададут правильный вектор развития.
Материал с сайта http://childrenhelp.ru