Профессиональная ориентация старшеклассников - 
основа выбора


Профориентация школьников на сегодняшний день является одной из самых распространенных тем для обсуждений и дискуссий. Выбор профессии определяет дальнейшую жизнь человека, и к этому вопросу необходимо отнестись с особой серьезностью. Зачастую, школьники не задумываются относительно своей будущей профессии, откладывая выбор «на потом». Это явление обосновывается их незнанием либо неуверенностью в себе. Школа представляет собой своего рода убежище, маленький мир, кроме которого ребенок еще ничего другого не представляет. В школьные годы мы еще просто не осознаем, что на смену урокам и беззаботности придет время важных самостоятельных решений, ответственности.
Но чем ближе выпускной, тем явственнее встает вопрос: «А куда дальше?».
Главная проблема состоит в том, что не всегда удается выбрать именно ту профессию, которая была бы любима. Как сами выпускники, так и их родители стараются найти оптимальный вариант. Ошибка будет стоить очень дорого, ведь решается будущее ребенка.
Чаще всего решение подвергается непонятным никому критериям выбора. К ним можно отнести расстояние, блат. Так, многие стараются выбрать именно тот ВУЗ, который расположен ближе всего от дома, или же тот, в котором когда-то учились родственники либо же сами родители будущего абитуриента.
В наше время широко распространено ошибочное мнение о том, что главнее не само направление образования, а присутствие у человека так называемой «корочки». Поэтому случается так, что ребенка отдают только во имя получения диплома.
Профориентация школьников зачастую зависит и от преподавателей школы. Так, в той или иной мере, учитель или психолог может повлиять на выбор ребенка. Но главное, чтобы это влияние не было ущербным. Во многих школах специально для учеников выпускных классов разрабатываются и проводятся разнообразные тесты на тему профориентации. Они далеко небесполезны. К примеру, с помощью такого теста можно сразу определить, какой тип профессии больше всего подойдет будущему абитуриенту. Чаще всего это классификация профессий по параметрам человеческого содействия:
- человек-человек (профессии, в которых преобладает общение с людьми);
- человек-машина (технические профессии);
- человек-природа (профессии, связанные с окружающей средой).

Такая классификация является основой для определения последующего выбора.
Однако соцопросы показывают, что профориентация школьников зависит непосредственно от советов родителей, друзей, а каждый пятый учащийся, как неудивительно, берет во внимание информацию, высказанную кем-то в Интернете либо телевизоре. И только один из десяти учеников прибегает к помощи книг. К психологам и специалистам по профориентации обращаются, к сожалению, немногие, хотя это является самым оптимальным вариантом.
Сегодня наблюдается рост и развитие специальных научных центров, специализированные на разработке новейших методик профориентации. В российских школах и ВУЗах установлено наибольшее количество психологов. Неудивительно, что чаще всего за помощью к школьным психологам обращаются учащиеся в выпускных классах.
В школах необходимо уделять особое внимание различным тренингам и вводить специальные занятия, рассчитанные на помощь в выборе для ребенка будущей профессии.
Начинать поиски подходящего ВУЗа необходимо заранее, и в помощи отдавать предпочтение все же советам профессионала – психолога-профконсультанта.

    материал взят с сайта http//:www.psihologu.info