Четыре мотива плохого поведения на уроках


 

Привлечение внимания

Власть

Месть

Избегание неудачи

Социальные причины

Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению

Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка

Рост насилия в обществе

Слишком высокие требования родителей и учителей

Сущность поведения

Получать особое внимание

«Ты мне ничего не сделаешь»

Вредить в ответ на обиду

«Не буду и пробовать, все равно не получится»

Реакция учителя: эмоции

Раздражение, негодование

Гнев, негодование, может быть страх

Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху

Профессиональная беспомощность

Реакция учителя: импульс

Сделать замечание

Прекратить выходку с помощью физического действия

Немедленно ответить силой или уйти из ситуации

Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста

Реакция ученика

Временно прекращает

Прекращает выходку, когда сам решит

Прекращает выходку, когда сам решит

Попадает в зависимость от учителя; продолжает ничего не делать

Способы предотвращения

Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение

Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций

Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем

Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на установку «Я могу»

Как определить мотив поведения?

Предлагаем потренироваться на следующем примере: «Ученица сидит на уроке и рыдает».

Мотив этого поведения можно определить лишь по дополнительным сведениям:

Вы подошли к девочке, и плач сразу прекратился – это «привлечение внимания».

Вы подошли к ней, и плач стал громче – это «власть».

Если все это происходит на вашем открытом уроке в присутствии комиссии – это «месть».

Если ученице нужно отвечать, а она боится или не может, - это «избегание неудачи».