Позвольте ребенку выбирать и развивать тему самому, помогая, только когда просит, тогда ваш ребенок получит максимум пользы от таких занятий. Развивающие игры, такие как лепка из теста, глины, игра с водой и песком, с различными крупами, рисование и многие другие технические приемы, основывающиеся на различных видах искусства развивают воображение и творческие задатки детей, расслабляют и занимают одновременно. Предлагайте вашему ребенку выбор, и он обязательно выберет именно то, что будет полезно для его развития и коррекции возможных проблем. Многие из этих занятий, безусловно, сопряжены с некоторым беспорядком, но для маленького ребенка пользы они принесут неизмеримо больше, а более взрослого ребенка радость, получаемая от таких игр, будет мотивировать принимать участие в уборке после окончания игры, что является редкой возможностью принимать правила дисциплинарного порядка добровольно, без нажима взрослых.
Для малышей от 6 месяцев до 1.5-2 лет
Поскольку в младенческом возрасте проекция кисти руки на
соответствующую речевую область головного мозга очень велика, и эта
область мозга непосредственно соседствует с речевым центром в головном
мозге, то переоценить значение развития
мелкой моторики у маленьких детей очень трудно. Какие игры нам в этом
помогают? Покупные или самодельные коврики с наклеенными, пришитыми и
прикрепленными другими способами предметы и материалы, обладающие
разной текстурой. То есть — это могут быть шершавые материалы, даже
слабоабразивные поверхности (конечно, таких не должно быть много),
мелкие и крупные шарики (подойдут многие виды круп-гречка, рис, горох,
фасоль, чечевица, фигурные макаронные изделия), как наклеенные, так и
зашитые как бы «в мешочек», чтобы была возможность легко их прощупать,
пришитые пуговицы разного размера и фактуры, кусочки меха, ленточки,
шнурочки, что-то шелестящее. Задача в том, чтобы ребенок, перебирая
различные фактуры, получал каждый раз различные ощущения, учился к ним
прислушиваться, а так же, заинтересовываясь обилием и различием
текстур, получал импульс любопытства всю эту красоту пощупать, что в
свою очередь развивает моторику.
Очень хорошо для этого же возраста давать детям возможность играть
крупами -пересыпать, рыться ручками в них. Задача и эффект такие же,
как в вышеприведенном примере, но это уже будет интересно и для детишек
9мес.-2 лет. Все это, конечно, имеет обыкновение рассыпаться и трудно
собираться. Но оно стоит того. Можно поместить ребенка в коробку,
большой купальный таз или что-то другое - главное чтоб ребенок туда с
легкостью помещался и играл крупами в нем. Можно заранее стелить
большое покрывало, которое потом удобно стряхивать. Сложнее решить
такую проблему, когда ребенок тянет все это в рот. Возможно, сначала он
и захочет что-то попробовать, можно попытаться дать ему возможность,
удовлетворить этот интерес, внимательно наблюдая, чтоб это было
немного. Если терпеливо останавливать ребенка от таких попыток, вполне
возможно он перестанет тянуть крупу в рот и можно будет какое-то время
заниматься. Нельзя, конечно, оставлять его наедине с этим богатством,
это опасно.
Справочно: если случилось так, что
маленький ребенок набил себе рот чем-то сыпучим (чаще всего это
случается в песочнице) или глубоко подавился, не стоит тратить время
«выковыривая» это изо рта. Правильные действия - хватать его за ноги, и
осторожно перевернув «вверх тормашками» аккуратно и энергично потрясти,
пока все лишнее не высыплется изо рта. Прием проверенный и эффективный.
Просмотр картинок
Нужно создать набор картинок,
как в примере ниже для более старшего возраста, но тематика и размер
будут несколько другими. Темы: цветочки, природа: горы, облака, солнце
и луна, времена года, животные и насекомые, игрушки, играющие дети,
машины, предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда и прочее).
Наклеить это на картонные карточки и показывать ребенку, рассказывая
сначала ему о предмете на картинке, а потом уже и сам ребенок будет
узнавать, и рассказывать вам. Поощряйте его обязательно одобрением.
Желательно чтобы это были качественные фотографии или постеры с
известных картин - художественный вкус тоже подлежит развитию и
воспитанию. Так же богатый набор картинок будет способствовать
формированию общих понятий (например - стул, стол, диван - это мебель)
у начавшего говорить ребенка.
Мультфильмы
Стоит ли показывать детям
мультфильмы рано? Это тема спорная. К тому же не все дети в раннем
возрасте способны воспринимать мультфильм и не всем это интересно на
данном этапе - имеется ввиду возраст 1,5-2 года. Лично я считаю, что
можно и нужно, в умеренном количестве, конечно. Так же и в более
позднем возрасте, с 2х лет и выше. Главное — соблюдать критерии отбора
мультиков. Что здесь важно? Главное, чтобы было наличие цельного,
законченного сюжета. Второе — наличие идеи, обязательно доброй и
светлой, тогда мультик отвечает и воспитательным и развивательным
целям. Этим требованиям полностью отвечают наши «советские»
мультфильмы. Для малышей советскими мультипликаторами был создан целый
ряд мультфильмов. Это мультфильмы с простым сюжетом, понятными героями,
с не очень быстрым темпом мультика. Так же малыши очень любят
музыкальные мультфильмы. Но с ребенком (от 2х до 5 лет) нужно
просмотреть мультик вместе хотя бы один раз, проговаривая, разъясняя
сюжет, поскольку собственную смысловую линию маленький ребенок еще не
может самостоятельно гармонично выстроить. Разъясняя малышу сюжет,
намерения и переживания героев вы будете учить его правильно
прочитывать основной замысел и правильно понимать эмоции героев. Для
детей достаточно часто трудность представляет правильное понимание
чужих эмоций и истинного смысла ситуации. Поэтому совместное чтение и
просмотр мультфильмов с подобными разъяснениями развивают в ребенке
речевые навыки, логическое мышление и учат правильному прочтению чужих
и собственных эмоциональных реакций. И еще, условием формирования
гармоничной личности и сбалансированной психики должно стать
формирования целостного сознания, а мультфильмы типа «Том и Джерри»
формируют дробное, фрагментарное мышление, поскольку в нем отсутствует
сюжет как таковой, и сцены сменяются с молниеносной быстротой, что
вредно для детской психики. Не говоря уже о мультфильмах с негативным
смыслом, обилием монстров и отрицательных героев. Такие мультфильмы
деструктивно влияют на психику, отпечатывая в сознании и душе ребенка
негативные образы и внушая страхи. Не зря любая национальная культура
создавала свои сказки, которые сохранились веками в неизменном виде, на
которых выросли поколения. Возможно, народные сказки содержат некий
код, который, являясь универсальным, записывается на глубинном уровне
сознания и в дальнейшем является базой для построения поведенческих,
эмоциональных и психических реакций человека. Посмотрите на сказки —
они лаконичны, понятны детям, имеют философский смысл, состоящий из
нескольких уровней понимания и, как правило, дают пример высокой этики
поведения в сложных обстоятельствах.
Лепка из теста
Готовится тесто для лепки так:
4 чашки муки, 2 столовые ложки масла, 2 чайные ложки соли, 1 чашка
воды, 1 столовая ложка пищевой краски по выбору. Перемешайте соль и
муку. Смешайте с водой масло и краситель в отдельной посуде. Медленно
добавляйте жидкость к смеси, пока не получите массу желаемой
консистенции. Ее сохраняют в течение какого-то времени в
воздухонепроницаемом пакете. Этот материал обеспечивает разнообразные
ощущения при прикосновении, но не заменяет глину. Сделанные из него
фигурки затвердевают, и потом их можно раскрашивать. Забавляясь с
тестом, разливая его по формочкам, используя все виды инструментов и
оборудование для выпечки, дети получают приятные сенсорные ощущения.
Песок
Песок — прекрасный материал для работы с
детьми любого возраста. Песок и вода позволяют продемонстрировать
фантазию. Песок вызывает приятные ощущения в пальцах и кистях,
благодаря нему возникает идеальный тактильный и кинестетический опыт.
Дома можно создать миниатюрную песочницу — оптимальный размер 60х70х5
см. Это может быть пластиковый контейнер, желательно голубого цвета,
потому что игры могут быть совершенно разнообразными, в зависимости от
возраста ребенка. Голубой хорошо использовать при построении
«ландшафтов» - создании гор и озер с голубой (благодаря голубому дну
контейнера) водой. Можно закапывать что-нибудь и заливать водой. Когда
песок сухой, он очень приятен на ощупь. Можно провести множество
тактильных опытов, постепенно увлажняя его. Влажный песок легко
формировать. Это занятие отлично подходит для гиперактивных
(гипердинамичных) и гиподинамичных детей, поскольку позволяет
одновременно снимать излишнее напряжение и помогает тренировать процесс
удержания внимания.
Вода
Есть что-то очень успокаивающее в воде.
Большинству из нас знаком расслабляющий эффект ванны. Такое же влияние
оказывает вода на детей. Большинство из них стремится к воде в
бессознательном стремлении к равновесию и необходимо обязательно
давать им такую возможность, тем более что специально ничего устраивать
не обязательно. Ванна, таз с водой доступны практически всем. Хорошо бы
иметь пластиковые предметы для наливания воды, неплохо бы и специальные
игрушки, типа водяных мельниц. Опять же хочу отметить, что это отличное
занятие для гиперактивных детей, а также детей невротичных и
неуравновешенных, дающее им прекрасную возможность расслабляться. Не
нужно ограничивать пребывание таких детей в ванной.
Глина
Из всех материалов, которые я использую,
работая с детьми, глина, несомненно, мой самый любимый материал. Думаю,
материал этот живой и обладает какой-то таинственной энергией. Скептики
могут возражать, но личный опыт показывает, что дети тоже бывают в
восторге от этого материала, тем более он интересен им в наше время
технического прогресса, дающего обилие синтетических игрушек, пластмасс
и пластика. Глина дает приятные ощущения и позволяет снять излишнее
мышечное напряжение. Это замечательный материал, потому что он имеет
разнообразную форму, обладает мягкостью, гибкостью. Детей очень
впечатляет способность глины с неизменностью возвращать пластичное
состояние — гибкая глина, засушенная, смоченная водой, она снова
становится приятным материалом. Дети, которые испытывают чувство
неуверенности и страха, могут обрести ощущение контроля и владения
собой благодаря работе с глиной. Для использования глины не существует
строгих специальных правил, крайне сложно сделать ошибку при работе с
глиной. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки,
получают необыкновенное ощущение Я в процессе использования глины.
Некоторых отпугивает грязь, сопровождающая работу с глиной. На самом же
деле, это один из самых чистых материалов, используемых для творчества.
Высохнув, она превращается в мелкий порошок и легко смывается с рук и
одежды, не оставляет пятен. Вам понадобится: поднос, влажная тряпка,
салфетки и вода, резиновая колотушка, резак, можно достать картофельную
толкушку. Можно поискать и другие интересные предметы. Очень важно дать
ребенку возможность экспериментировать глиной и водой, поскольку этот
процесс дает совершенно особенные ощущения. Попробуйте сами.
Рисование красками
Дети получают большое
удовольствие, когда пишут красками. Живопись обладает специфической
терапевтической ценностью. Подобно тому, как растекается краска, ведут
себя и эмоции. Оттенки, цвет и жидкая консистенция красок
соответствует состоянию чувств. Чтобы ребенок мог использовать эти
возможности красок, важно чтобы краски были текучими, яркими и
использовать их можно было свободно, следуя своей фантазии. Подойдут
для этого свежие гуашевые краски, которые ребенок может неограниченно
использовать. Как? С помощью кисточки или, что интересней и полезней
пальчиками. Рисовать можно на плотном листе бумаги, я же часто
предлагаю детям рисовать на большом белом блюде, в котором удобно
смешивать краски, легко можно смыть старую картинку и начать рисовать
новую.
Картинки
Родители могут создать для своего
ребенка коллекцию картинок, соответствующую его возрасту, постепенно
расширяя и обогащая ее. Это могут быть любые понравившиеся вам
картинки, вырезанные из журналов, книжек, упаковочных коробочек,
почтовых открыток, фотографий, карточек с написанными на них словами
типа «любовь», «ненависть», «тишина» и «шум» и прочего. Это стимулирует
развитие фантазии, расширяет кругозор. Такой набор картинок, наклеенных
на более плотную бумагу, знакомит ребенка с такими общими понятиями,
как живая и неживая природа, предметы домашнего обихода, всевозможные
профессии, культурные и исторические феномены, виды искусства,
эмоциональные различные состояния человека (если это картинки,
демонстрирующие человеческие эмоции), и пр. Особенно удобно и полезно
это занятие для детей гиподинамических и детей, склонных к уединенным
играм, замкнутых и эмоционально скованных.
Садоводство
Да, да, садоводство, не улыбайтесь.
Конечно в миниатюре. Все дети без исключения (младший возраст) любят
помогать поливать цветы. Мы им, конечно, объясняем, что мы делаем и для
чего. Современный городской человек достаточно удален от природы, к
сожалению. Раньше у детей была возможность наблюдать за природой,
учиться ее любить, т.к. уровень урбанизации был намного ниже, да и
бабушки еще жили не в городах, а в деревнях. У современных детей эта
возможность очень сузилась. Компенсируется это только прогулками на
природе, поездками на природу и нашей помощью в научении ребенка
любоваться природой. Полезно для формирования представления о том, как
растут и развиваются растения сажать вместе с ребенком в горшочке на
окне пряные или декоративные растения. Наблюдая за ростом посаженных
семян, ребенок будет радоваться их росту, понимать, насколько растения
хрупкие и чувствовать, как долго происходят процессы роста.
Материал с сайта http://childrenhelp.ru