Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация). Выделяют три вида мышления:
1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)
2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи. На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме. К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
КТО ЧТО ЛЮБИТ?
Подбираются
картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед
ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с
изображением пищи, предлагают всех "накормить".
НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
Ребенку
зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса,
заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива -
фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая
обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы,
относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...
КЛАССИФИКАЦИЯ
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов.
Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с
подходящими. НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ: развитие мыслительных процессов
обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в
группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите
ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем
похожи картинки, которые он оставил. НАЙДИ ЛИШНЕЕ
СЛОВО
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
ЧЕРЕДОВАНИЕ
Предложите
ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание,
что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности.
Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
ОТВЕЧАЙ БЫСТРО
Взрослый,
бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен
быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но
любое и качество (вкус, форму) предмета. УПРАЖНЕНИЕ на развитие
гибкости ума и словарного запаса.
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих
какое-либо понятие. - назови слова, обозначающие деревья; кустарники;
цветы; овощи; фрукты. - назови слова, относящиеся к спорту. - назови
слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт;
воздушный транспорт.
ГОВОРИ НАОБОРОТ
Предложите
ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот,
например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов:
веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный -
глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий,
трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый -
гладкий и т.д.
БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ
Называете
какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать
мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч
надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу;
поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко
соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д. УПРАЖНЕНИЕ на
развитие скорости мышления.
Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а
он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается
10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО. Если ребенок быстро
и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово,
а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность
ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных
процессов, сообразительности, речевой активности.
СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте
ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом
слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и
бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?" Дети
особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен
правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия,
причем по существенным признакам. Пары слов для сравнения: муха и
бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко;
топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Взрослый
предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит
и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный,
круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед
ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
КТО КЕМ БУДЕТ?
Ведущий
показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить
на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо,
цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска,
железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и
т.д. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо
поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.
РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку
дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны
быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок
составляет рассказ по картинкам.
ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ
Взрослый
рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц.
Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает. Пример: Я
вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко
светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как
выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже
наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался? Иду я вчера по
лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На
веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и
сорвал его. Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на
ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
НЕЛЕПИЦЫ
Предложите ребенку рисунки,
в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности,
нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и
неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.
Материал с сайта http://www.ucheba.com