Как сделать правильный выбор профессии?


Такая вот сложилась у меня жизненная ситуация. Я терпеть не могу свою работу, а как изменить положение вещей не знаю. Короче все по порядку. В школе меня не сильно волновал вопрос кем мне быть, какое место жизни мое, где от меня будет толк, и все такое. Когда оканчивала школу,  и нужно было выбирать ВУЗ, я пошла на экономиста, математика мне нравилась из всех школьных предметов больше всего, может потому что давалась легко. В ВУЗ я не поступила,, не сдала во время оригиналы документов, и пошла, учиться в колледж, о чем, кстати, ни разу не пожалела. Выбрала я специальность страховое дело, не знаю почему, просто выбрала. Учиться мне нравилось, хорошая группа, хорошие преподаватели, интересные предметы, которые давались без труда. По окончанию колледжа мне один из преподавателей предложил работать по специальности в страховой компании. Я согласилась, и что бы все- таки было высшее образование поступила на эконом в ВУЗ на заочный факультет. И началась работа. Я была в шоке от того, как это скучно. Но решила потерпеть, привыкнуть и людей поближе узнать. Первые два месяца для меня были адом. Затем как то привыкла и все слилось в одну монотонную кашу, не чего интересного, ни кого развития, я не чувствовала себя полезной, не ощущала своей работы. Так прошел год и как изменить этот кошмар, я не знаю.

 
     Нам часто приходится делать выбор и один из важных: это выбор профессии. Бывает так, что уже с 6-7 лет видны склонности и предпочтения ребенка. Тогда тут нет трудностей с выбором. Но что делать, если ребенку уже 15- 16, скоро предстоит поступление в институт, а понять, куда нужно поступать непросто? Если у ребенка или вообще нет предпочтений или наоборот он талантлив во многих областях? Ведь сейчас с введением ЕГЭ перейти в другой ВУЗ тоже будет непросто, так как результаты экзаменов действительны только 2 года, а если специальность требует новых экзаменов? Если образование платное, то тоже непросто, это потраченные впустую средства и упущенное время. Есть ли выход из такой ситуации?
   В принципе, выход существует уже довольно давно, это такое направление психологии, как профориентация. Человек приходит к психологу, отвечает на вопросы и получает список профессий, где его должен ожидать успех. Так все просто, почему же, так немного людей проходят эти тесты? На самом деле, все далеко не так радужно, как кажется на первый взгляд.
   Во-первых, многие тесты по профориентации созданы очень давно и они морально устарели. Подростки, отвечая на вопросы тестов, постоянно задают вопросы: « что это за профессия снабженец,  или телемеханик, или оператор ЭВМ?» Тесты имеют мало общего с современными условиями и если раньше они считались достаточно авторитетными, то сейчас многие морально устарели. Создание же нового объективного теста требует ни один год, так как нужно делать серьезную выборку, чтобы тест считался достоверным. За это время тест опять устареет.
     Поэтому говорить, что выбор можно сделать на основании одного теста, это, по меньшей мере, некорректно. Если вы пришли к такому психологу, то лучше не тратить свое время и деньги. Так же не стоит оставаться у специалиста, если он не может назвать вам названия  программ или объяснить на что они направлены и что тестируют. Все тесты по профориентации известны специалистам, и если у вас возникли сомнения в результатах тестирования и захотите обратиться к другому профессионалу, то вам надо знать,  по результатам каких тестов сделаны выводы.
   Для правильного проведения профориентации берется не один, а минимум 4-5 тестов, при этом направленных на разные аспекты. Так как средняя достоверность тестов, это 40-60 %, то и необходимо несколько тестов. После проведения процедуры тестирования, проводится обсчитывание результатов (иногда это делается с помощью компьютера, а иногда вручную, особого значения это не имеет).  Когда психолог видит результаты, то он корректирует и анализирует их. Например, если значение попадает не в промежуток (10-15 баллов), а находится четко на границе, ровно 10 или ровно 15, то результаты могут быть отнесены и в другую категорию, более низкую или более высокую. От чего же это зависит? По всем спорным моментам психолог должен провести личную беседу и выяснить все спорные моменты – это главная и очень важная часть работы. Только после этого психолог делает окончательное заключение и тогда отдает его человеку со своими пояснениями. При таком подходе к профориентации достоверность может составлять 75-90%. У человека появляется  несколько путей и он сам решает, что ему ближе.
   В каком же возрасте можно проводить такие тестирования? Есть несколько видов тестов. По одним можно выявить предпочтения к различным наукам, по другим особенности личности, характера и т.д. Часть тестов рассчитана на детей от 13 лет, часть на 15-17, есть и тесты, которые даются только взрослым людям при смене профессии. Один из довольно часто встречающихся  запросов: это по смене выбора института или выбора уже имеющейся профессии. Часто, подросток делает выбор, основываясь на оценках других людей (например, под воздействием родных, имеющих эту специальность) при этом рассказывается о плюсах, но не всегда о минусах работы, а также надо учитывать, что человеку с темпераментом сангвиника не всегда подойдет работа, которой успешно занимается флегматичный человек. Бывает, что подростки выбирают институт за компанию с другом или подругой, что тоже довольно проигрышный вариант.
     Поэтому так и важно мнение специалиста по профориентации, так как у него нет предвзятости (он не врач-папа, желающий видеть в ребенке продолжателя династии, и не мама, которая хочет, чтобы в дочери-фигуристке реализовались мечты самой мамы.). Психолог делает свое заключение по результатам всестороннего исследования личности ему важно помочь найти человеку собственную дорогу.
    Если же возникли сомнения по результатам тестирования, то их можно рассеять либо собственными размышлениями, либо проведением дополнительной серии тестов у этого или другого специалиста. Только надо четко обозначить, что вызывает сомнения. Например, по результатам выявилась склонность к занятиям кропотливым трудом, но нет никакого подтверждения этому в реальной жизни. Такое тоже возможно: бывает так, что у подростка просто нет возможности реализовать какую-либо черту своей личности, если она не встречает одобрения у родителей.
    Очень важно не ошибиться в своем выборе, чтобы потом не задумываться о смене учебы или работы. С помощью хорошего специалиста вы сможете не только сэкономить свои время и деньги, но будете видеть довольное и счастливое лицо собственного ребенка, который ходит на любимую работу, как на праздник.


Покусаева Олеся, материал с сайта http://www.psyvita.ru