Выявление и устранение страхов у детей
Любой
внимательный взрослый сможет заметить наличие страхов у ребенка.
Обычно ребенок стремится избежать пугающих его ситуаций или явлений,
проявляет беспокойство и напряженность при столкновении с ними. Очень
важно иметь доверительные отношения с ребенком для того, чтобы
позволить ему поделиться беспокойством и помочь разобраться со
страхами.
Родители нередко пренебрежительно относятся к подобным
трудностям своих чад, саркастически высмеивают их. Это может привести к
замкнутости, когда ребенок останется один на один с проблемой, что не
способствует ее эффективному решению.
Специалистам известно немало причин, вызывающих страхи у
детей. Бывает, что они оказываются незаметными для взрослых, но
признаются детьми, например, страхи наказания, крови, чрезвычайных
ситуаций, потери родителей, а также различных вымышленных персонажей.
Многие страхи, наоборот, отмечаются взрослыми, в то время как дети
могут их отрицать, например, боязнь животных. Кроме того, существуют
страхи, связанные с нежеланием столкнуться с отрицательной оценкой
окружающих, к таковым можно отнести страх опоздания, боязнь сделать
что-нибудь не так, отвечать у доски.
Затяжные конфликты дома, реальные опасные ситуации
повышают тревожность ребенка и выливаются в большое количество
различных страхов, либо в несколько очень устойчивых и сильных. Страхи,
присущие родителям, передаются детям: если мама постоянно боится
опоздать куда-то (на работу) и соответственно выражает это своим
поведением, то боязнь опоздать в школу может оказаться привычным
поводом для беспокойства ребенка.
Существуют методики определения конкретных страхов,
разработанные для использования специалистами. Родителям и близким
взрослым важно создать открытые отношения с ребенком. С одной стороны,
это позволит заметить проявления страха у собственного чада и вывести
его на откровенный разговор об этом, что уже само по себе может
принести облегчение. С другой стороны, поддержка и ободрение помогают
ребенку справиться со страхами и иначе взглянуть на их причину.
Можно предложить различные приемы взаимодействия с
пугающим. Отличные примеры этого обнаруживаются в качественной детской
литературе и кино. Так, в одном из фильмов о Гарри Поттере юные герои
на уроке магии превращают пугающее их в смешное, тем самым нейтрализуя
страх – ужасный паук неуклюже падает, как только на всех его лапках
оказываются одетыми ролики. Множество страшных сказок, порой шокирующих
даже взрослых, несут детям информацию о том, чего стоит бояться, и
рецепты разрешения этих ситуаций, рассказывая о находчивости и отваге
героев.
Хороший эффект дает проговаривание страхов, рисование
пугающих образов и придумывание сценариев их последующей
«нейтрализации» путем обездвиживания, уничтожения и т.п. Замечательно
было бы найти образ невидимого защитника, который всегда находится
рядом, либо некоего героя, с чьим поведением можно было бы себя
ассоциировать в моменты испуга. Родитель может поделиться своим
собственным положительным опытом преодоления страхов. Ребенку важно
почувствовать себя победителем собственных слабостей, и родителям стоит
поощрять его, хвалить даже за маленькие успехи – «а помнишь, как ты
грозно приструнил собаку!», « какой молодец - ты вызвался отвечать
и получил пятерку!».
Очень большую роль играет атмосфера внутри семьи.
Напряженность, конфликты, неприязнь и изоляция нередко становятся
питательной почвой для развития страхов у детей.
В современном мире немалую роль в формировании стразов
играют СМИ. Функция страха у человека встроена в инстинкт
самосохранения, мы как бы запоминаем потенциальные опасности, чтобы их
избежать. Именно поэтому на плохое мы часто обращаем больше внимания,
чем на хорошее. К сожалению, многие авторы фильмов и телепередач
пользуются этим свойством человеческой психики и в результате с экрана
телевизора льется поток негативной информации. Не стоит позволять
детям увлекаться просмотром фильмов ужасов, часами просиживать у
телевизора за просмотром «кровавых» сериалов или сводок милицейской
хроники. Ведь дети очень впечатлительны и результатом может быть
повышение их тревожности и появление различных страхов.
Опыт страха и в некотором смысле полезен, недаром многим
детям так нравится «побояться» под фильм или книжку. Но при наличии
сильных и навязчивых страхов родителям имеет смысл обратиться с
ребенком к психологу. Потому что еще более полезен опыт преодоления собственных страхов.