Выявление и устранение страхов у детей

Любой внимательный взрослый сможет заметить наличие страхов у  ребенка. Обычно ребенок стремится избежать пугающих его ситуаций или явлений, проявляет беспокойство и напряженность при столкновении с ними. Очень важно иметь доверительные отношения с ребенком для того, чтобы позволить ему поделиться беспокойством и помочь разобраться со страхами.

Родители нередко пренебрежительно относятся к подобным трудностям своих чад, саркастически высмеивают их. Это может привести к замкнутости, когда ребенок останется один на один с проблемой, что не способствует ее эффективному решению.

Специалистам известно немало причин, вызывающих страхи у детей. Бывает, что они оказываются незаметными для взрослых, но признаются детьми, например,  страхи наказания, крови, чрезвычайных ситуаций, потери родителей, а также различных вымышленных персонажей. Многие страхи, наоборот, отмечаются взрослыми, в то время как дети могут их отрицать, например, боязнь животных. Кроме того, существуют страхи, связанные с нежеланием столкнуться с отрицательной оценкой окружающих, к таковым можно отнести страх опоздания, боязнь сделать что-нибудь не так, отвечать у доски.

Затяжные конфликты дома, реальные опасные ситуации  повышают тревожность ребенка и выливаются в большое количество различных страхов, либо в несколько очень устойчивых и сильных. Страхи, присущие родителям, передаются детям: если мама постоянно боится опоздать куда-то (на работу) и  соответственно выражает это своим поведением, то  боязнь опоздать в школу может оказаться привычным поводом для беспокойства ребенка.

Существуют методики определения конкретных страхов, разработанные для использования специалистами. Родителям и близким взрослым важно создать открытые отношения с ребенком. С одной стороны, это позволит заметить проявления страха у  собственного чада и вывести его на откровенный разговор об этом, что уже само по себе может принести облегчение. С другой стороны, поддержка и ободрение помогают ребенку справиться со страхами и иначе взглянуть на их причину.

Можно предложить различные приемы взаимодействия с пугающим. Отличные примеры  этого обнаруживаются в качественной детской литературе и кино. Так, в одном из фильмов о Гарри Поттере юные герои на уроке магии превращают пугающее их в смешное, тем самым нейтрализуя страх – ужасный паук неуклюже падает, как только на всех его лапках оказываются одетыми ролики. Множество страшных сказок, порой шокирующих даже взрослых, несут детям информацию о том, чего стоит бояться, и рецепты разрешения этих ситуаций, рассказывая о находчивости и отваге героев.

Хороший эффект дает проговаривание страхов, рисование пугающих образов и придумывание сценариев их последующей «нейтрализации» путем обездвиживания, уничтожения и т.п. Замечательно было бы найти образ невидимого защитника, который всегда находится рядом, либо некоего героя, с чьим поведением можно было бы себя ассоциировать в моменты испуга. Родитель может поделиться своим собственным положительным опытом преодоления страхов. Ребенку важно почувствовать себя победителем собственных слабостей, и родителям стоит поощрять его, хвалить даже за маленькие успехи – «а помнишь, как ты грозно приструнил  собаку!»,     « какой молодец - ты вызвался отвечать и получил пятерку!».

Очень большую роль играет атмосфера внутри семьи. Напряженность, конфликты, неприязнь и изоляция нередко становятся питательной почвой для развития страхов у детей.

В современном мире немалую роль в формировании стразов играют СМИ. Функция страха у человека встроена в инстинкт самосохранения, мы как бы запоминаем потенциальные опасности, чтобы их избежать. Именно поэтому на плохое мы часто обращаем больше внимания, чем на хорошее. К сожалению, многие авторы фильмов и телепередач пользуются этим свойством человеческой психики и в результате с экрана телевизора  льется поток негативной информации. Не стоит позволять детям увлекаться просмотром фильмов ужасов, часами просиживать у телевизора за просмотром «кровавых» сериалов или сводок милицейской хроники. Ведь дети очень впечатлительны и результатом может быть повышение их тревожности и появление различных страхов.

Опыт страха и в некотором смысле полезен, недаром многим детям так нравится «побояться» под фильм или книжку. Но при наличии сильных и навязчивых страхов родителям имеет смысл обратиться с ребенком к психологу.  Потому что еще более полезен опыт преодоления собственных страхов.

В. Русакова, http://www.psyvita.ru