Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6 -7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук — поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывая движения пальцами ребенка — взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так надо ежедневно 2-3 минуты.
С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.
Приведем простыми и наиболее эффективные приемы. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина или теста (при этом участвуют все пальцы и требуется достаточное усилие), рвать на мелкие куски газету (любую бумагу) — малыши делают это с удовольствием и по несколько минут; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны.
Начиная с полутора лет детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения).Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узелков, шнуровка, завинчивание и развинчивание крышечек к пластмассовым бутылкам.
Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками.
Например, всем известная потешка «сорока-ворона». Интересно, но мало кто знает, что эта всеми любимая потешка не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:
Ты дров не рубил,
воды не носил.
Игра имела продолжение. Взрослый говорил:
Знай наперед:
Здесь водичка холодненька.
(и поглаживал руку ребенка у запястья)
Здесь тепленька
(поглаживал у локтя)
Здесь горяченька.
(поглаживал у плеча)
А здесь — кипяток, кипяток!
(щекотал ребенка под мышкой).
Ведь не только в развитии мелкой моторики смысл этой потешки, она дает ребенку ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания.
Почему же выпал самый самый телесно ориентированный кусок игры? Давайте вспомним, что еще недавно советовали педагоги и медики: «Не берите малыша на руки без необходимости», «пусть ребенок всегда спит в своей кроватке, рядом с мамой — вредно», «не тискайте ребенка, не нянчите». Телесно ориентированный подход — даже по отношению к младенцу - был чужд советской педагогике, однозначно считался вредным. И «случайное» забывание концовки игры на самом деле закономерен. Результат — второе, если не третье поколение мам, не умеющих (и не желающих) ласкать и нянчить своего ребенка.
Но стоит обратить внимание на то, с каким восторгом младенцы воспринимают старинную концовку этой игры! Все пока еще восполнимо. Только важно помнить о том, что малышей можно и нужно тормошить, нянькать, тетешкать, щекотать, подбрасывать, поглаживать — как нам это говорит народная традиция.
Пальчиковые игры необходимы и детям старшего возраста, которые имеют нарушения чтения и письма. Специалисты отмечают, что для детей с дисграфией и дислексией рекомендуется максимальное использование игровых методов обучения. Связано это тем, что у таких детей поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация.
Особое значение имеют игры, использующие одновременно разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая — другое). В отличие от симметричных и содружественных движений, регуляция которых в значительной степени происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. Осуществление и автоматизация движений такого типа требуют создания принципиально новых нейронных сетей. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.
Материал с сайта http://childrenhelp.ru